Site: FreeCircuits.ru

Приемник для радиоуправляемой модели

Когда модель ракеты достигает предельной для нее высоты, раскрывается парашют и ракета начинает плавно снижаться. Чтобы ветер не снес ее далеко в сторону от посадочной площадки, нужно вовремя освободить 1-2 стропы парашюта, иначе говоря, оборвать их. Для этого на модель устанавливают миниатюрный радиоприемник, на выходе которого включено электромагнитное реле. При подаче оператором сигнала с передатчика реле срабатывает и подает напряжение на нагреватель, пережигающий стропы. Предлагаемый радиоприемник собран на семи транзисторах и рассчитан на работу в диапазоне 28...28,2 МГц. Он обладает чувствительностью не хуже 10 мкВ, работает от источника напряжением 3,75 В (три аккумулятора Д-0,1, соединенные последовательно), масса приемника без источника питания и реле составляет 13 г. Для управления приемником можно использовать самодельный или промышленный передатчик мощностью не менее 200 мВт, работающий в том же диапазоне и имеющий частоту модуляции колебаний ВЧ в предела 2500. ..3500 Гц. На транзисторе V1 выполнен усилитель ВЧ. Его коэффициент усиления составляет всего 1,5...2. Основное его назначение - препятствовать излучению в антенну колебаний, которые создает сверхрегенеративный детектор, собранный на транзисторе V2. Применение такого детектора позволило получить сравнительно высокую чувствительность приемника при небольшом количестве транзисторов. Рабочая частота приемника зависит от параметров колебательного контура L1C6. Продетектиро-ванный сигнал проходит через LC (L2C5) и RC (R7C9) фильтры и поступает на усилитель НЧ, собранный на транзисторе V3. Усиленный НЧ сигнал подается на электронное реле, выполненное на транзисторах V6, V7. Дополнительно сигнал НЧ усиливается первым транзистором электронного реле и выделяется на контуре L3C15, резонансная частота которого должна быть равна частоте модулирующего сигнала передатчика. Через конденсатор С16 сигнал поступает на детектор, выполненный по схеме удвоения напряжения. Для выпрямления сигнала НЧ используются миниатюрные транзисторы V4, V6, которые включены как диоды. Конечно, можно было бы применить вместо них и обычные диоды, но тогда возросли бы габариты и масса приемника. Выпрямленный сигнал открывает транзистор V5.

При этом увеличивается падение напряжения на резисторе R14, что приводит к открыванию транзистора V7. Срабатывает реле К1, и его нормально разомкнутые контакты подают питание на нагреватель, пережигающий стропы парашюта. Транзисторы

Приемник для радиоуправляемой модели

V1 - V3 должны иметь коэффициент передачи тока 50...100. У транзистора V1 и V2 обратный ток коллектора не должен превышать 3 мкА, а у транзистора V3 - 1 мкА. При подборе транзисторов V4, V6 нужно измерить сопротивление их переходов коллектор - база: в прямом направлении оно должно быть не более 10 Ом, в обратном - не менее 500 кОм. Транзисторы V3 и V7 возьмите с коэффициентом передачи тока 80...100. Катушку L1 намотайте на каркасе диаметром 4,2 и длиной 10,5 мм, выточенном из фторопласта. Внутри каркаса нарезана резьба , по которой перемещается подстроечник из карбонильного железа. Катушка содержит 15 витков провода ПЭЛ 0,3 с отводом от пятого витка, считая от верхнего по схеме вывода. Индуктивность катушки при среднем положении подстроечника должна составить 1,16 мкГн. Дроссель L2 намотан на кольце типоразмера К3х2,2х1 из феррита марки 1000НН и содержит 45 витков провода ПЭЛ 0,1. Индуктивность дросселя 30...40 мкГн. Катушка L3 намотана на четырех сложенных вместе кольцах типоразмера К7х4х2 из феррита марки 1000НН и содержит 470 витков провода ПЭЛ 0,1. Индуктивность катушки 0,2 Гн.

Подобрать готовое реле с низким напряжением срабатывания трудно. Поэтому нужно взять реле РЭС-15 (паспорт РС4.591.002) и немного доработать его: осторожно срезать скальпелем часть заливки на основании, снять защитный экран и в несколько приемов ослабить пружину якоря настолько, чтобы реле надежно срабатывало при напряжении не более 3 В. Печатная плата приемника приводится в [45].

Page URL: http://www.freecircuits.ru/page-265.html

Site URL: http://www.freecircuits.ru

© FreeCircuits.ru